Листы сотового поликарбоната широко используются в строительстве как крупными строительными фирмами, так и частными потребителями для возведения навесов и светопрозрачных крыш, теплиц и др. Направление использования продукции является определяющим фактом при формировании перечня нормативных документов, регулирующих процесс ее выпуска и реализации.
Согласно Федеральному закону «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» № 384-ФЗ от 30.12.2009 все строительные материалы и изделия должны соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (ч. 2 статьи 34 ФЗ № 384-ФЗ).
Федеральным законом «О техническом регулировании» (от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ) регулируются отношения по разработке и применению обязательных требований к выпуску готовой продукции. В частности, законом установлено обязательное применение единых правил, требований, устанавливаемых к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам производства, хранения, перевозки, реализации1.
Согласно Федеральному закону «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» № 123-ФЗ все строительные материалы подлежат обязательной классификации по степени пожарной опасности (ст. 10 закона). Классификация строительных материалов по пожарной опасности приведена в статье 13 закона.
Классы пожарной опасности строительных материалов
Свойства пожарной опасности строительных материалов | Класс пожарной опасности строительных материалов в зависимости от групп |
|||||
КМ0 | КМ1 | КМ2 | КМ3 | КМ4 | КМ5 | |
Горючесть | НГ | Г1 | Г1 | Г2 | Г2 | Г4 |
Воспламеняемость | - | В1 | В1 | В2 | В2 | В3 |
Дымообразующая способность | - | Д1 | Д3+ | Д3 | Д3 | Д3 |
Токсичность продуктов горения | - | Т1 | Т2 | Т2 | Т3 | Т4 |
Продукция, реализуемая физическим лицам (потребителям), в обязательном порядке должна быть снабжена этикеткой или иным образом промаркирована. На указанных этикетках (маркировках) производитель обязан указать («Закон о защите прав потребителей» № 2300-1 от 07.02.1992 г.):
- Правила безопасного использования товара, в том числе, особые правила хранения, транспортировки и использования (п.3 статьи 7 закона);
- Сведения о наименовании технического регламента (или ГОСТ, ТУ);
- Сведения о потребительских свойствах товара;
- Стоимость товара и условия его приобретения в кредит;
- Гарантийный срок, срок службы,
- Информацию об изготовителе и его адресе;
- Указание об обязательном подтверждении соответствия товара предъявляемым требованиям, если товар подлежит обязательной сертификации (п. 2, 3 ст. 10 закона).
За нарушение перечисленных выше правил выпуска продукции установлена административная ответственность.
При выпуске продукции производитель обязан также соблюдать нормы и правила, установленные в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и соблюдение обязательных требований к товарам, природопользования и охраны окружающей среды2.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Федеральным законом «О техническом регулировании», который является основным документом из приведенного выше перечня, указывается на наличие как правил, принятых на уровне государства (технические регламенты) так и правил добровольной стандартизации процедуры выпуска продукции. Согласно определению, под техническим регулированием законодатель понимает как обязательные, так и добровольные правила процессов производства, строительства, хранения, а также оценки соответствия качества (ст. 2 закона).
К сожалению, на сегодняшний день отсутствует упорядочение процесса производства продукции из полимеров на уровне закона. Так:
- технический регламент не разработан и не принят (хотя общее количество регламентов, принятых на сегодня на законодательном уровне, составляет 24);
- национальный стандарт в области полимерной продукции (ГОСТ) отсутствует.
Регламентация процесса производства продукции смогла бы существенно облегчить не только понимание потребителей о требованиях к качеству продукции, но и упростить процедуру производства, стандартизировать требования, предъявляемые к сертификации продукции.
Процесс разработки проекта технического регламента может быть осуществлен любым лицом, опубликован, а затем, например, через депутата Госдумы или субъект Федерации, внесен на обсуждение правительства (п. 2 ст. 9 Закона).
С учетом системного анализа норм ФЗ о безопасности зданий и сооружений (в части обязательного применения норм о техническом регулировании к любым строительным материалам) и отсутствия регулирования процессов производства на уровне закона, стандарты выпуска полимерной продукции должны разрабатываться производителем.
Процесс стандартизации установлен в ст. 11, 12, 13 ФЗ «О техническом регулировании».
Стандарты производства, разрабатываемые производителем, направлены на повышение уровня безопасности жизни и здоровья, имущества, экологической безопасности; обеспечивают конкурентоспособность за счет содержания в них обязательных требований к качеству продукции, позволяют добровольно каждому производителю подтверждать соответствие собственной продукции требованиям собственного стандарта.
Как показывает сложившаяся практика делового оборота, стандартизация процессов сегодня выражается в издании производителем технических условий производства, хранения, качества на каждый вид выпускаемой продукции.
Так, в технических условиях, в целях безопасности выпускаемой продукции, производитель указывает минимальные требования по качеству, предъявляемые к выпускаемой продукции, условия ее безопасного хранения, транспортировки, правила использования по назначению, а также, гарантийный срок, предоставляемый на продукцию. Отсутствие ссылок на технические условия производителя в договорах о приобретении товара не позволяет покупателю товара лично удостовериться в безопасности поставленной продукции, а также, не позволяет в дальнейшем подтвердить уполномоченным органам безопасность возведенной с использованием указанных материалов строительной конструкции (например, при вводе объекта строительства в эксплуатацию).
На основе нормам Федерального закона «О техническом регулировании», Правительством утверждены перечни продукции, подлежащей обязательной сертификации, а также, продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии.
Указанными перечнями продукция из полимерных материалов, предназначенная для покрытия стен или потолков внутренних помещений отнесена к разряду продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии (пункт 3 статьи 46, Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2009 г. № 982).
Порядок декларирования соответствия выпускаемой продукции определен в ст. 24 закона «О техническом регулировании» и Постановлением Правительства РФ от 7 июля 1999 г. № 766. Декларация соответствия продукции установленным требованиям выдается на основании результатов исследований (испытаний) и измерений самой продукции, сертификатов соответствия и протоколов испытаний сырья, из которого осуществляется выпуск продукции, сертификатов на систему производства. Выданные декларации соответствия регистрируются в едином реестре деклараций о соответствии. Реестр ведется Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, сведения, содержащиеся в реестре являются открытой информацией и предоставляются за плату, которая не превышает стоимости копирования декларации о соответствии (Постановление Правительства РФ от 25.12.2008 № 1028).
2 Требования законодательства по соблюдению указанных норм прямо не влияют на качество продукции, равно как и не устанавливают обязанностей или правил по обязательной сертификации или декларированию продукции. Однако, за нарушение указанных норм административным законодательством установлена не только материальная ответственность, но и административное приостановление деятельности предприятия, а также, дисквалификация руководителя.
Также, достаточно высокая административная ответственность (до 500000 рублей) установлена за:
- нарушение изготовителем требований технических регламентов (14.43.),
- недостоверное декларирование соответствия продукции (14.44),
- нарушение порядка реализации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия (14.45.),
- нарушение порядка маркировки продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия (14.46. КоАП).
Информационный бюллетень подготовлен юридическим отделом компании «Кронос»