Календарь:

Январь 2014
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Ноя    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Архив:


07.02.2012

Процесс выпуска и реализации готовой продукции. Нормативное регулирование

Листы сотового поликарбоната широко используются в строительстве как крупными строительными фирмами, так и частными потребителями для возведения навесов и светопрозрачных крыш, теплиц и др. Направление использования продукции является определяющим фактом при формировании перечня нормативных документов, регулирующих процесс ее выпуска и реализации.

Согласно Федеральному закону «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» № 384-ФЗ от 30.12.2009 все строительные материалы и изделия должны соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (ч. 2 статьи 34 ФЗ № 384-ФЗ).

Федеральным законом «О техническом регулировании» (от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ) регулируются отношения по разработке и применению обязательных требований к выпуску готовой продукции. В частности, законом установлено обязательное применение единых правил, требований, устанавливаемых к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам производства, хранения, перевозки, реализации1.

Согласно Федеральному закону «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» № 123-ФЗ все строительные материалы подлежат обязательной классификации по степени пожарной опасности (ст. 10 закона). Классификация строительных материалов по пожарной опасности приведена в статье 13 закона.

Классы пожарной опасности строительных материалов

Свойства пожарной опасности строительных материалов   Класс пожарной опасности строительных  
материалов в зависимости от групп
КМ0 КМ1 КМ2 КМ3 КМ4 КМ5
Горючесть          НГ Г1   Г1 Г2 Г2 Г4
Воспламеняемость        -   В1   В1 В2 В2 В3
Дымообразующая способность   -   Д1   Д3+ Д3 Д3 Д3
Токсичность продуктов горения -   Т1   Т2 Т2 Т3 Т4

 

Продукция, реализуемая физическим лицам (потребителям), в обязательном порядке должна быть снабжена этикеткой или иным образом промаркирована. На указанных этикетках (маркировках) производитель обязан указать («Закон о защите прав потребителей» № 2300-1 от 07.02.1992 г.):

- Правила безопасного использования товара, в том числе, особые правила хранения, транспортировки и использования (п.3 статьи 7 закона);

- Сведения о наименовании технического регламента (или ГОСТ, ТУ);

- Сведения о потребительских свойствах товара;

- Стоимость товара и условия его приобретения в кредит;

- Гарантийный срок, срок службы,

- Информацию об изготовителе и его адресе;

- Указание об обязательном подтверждении соответствия товара предъявляемым требованиям, если товар подлежит обязательной сертификации (п. 2, 3 ст. 10 закона).

За нарушение перечисленных выше правил выпуска продукции установлена административная ответственность.

При выпуске продукции производитель обязан также соблюдать нормы и правила, установленные в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и соблюдение обязательных требований к товарам, природопользования и охраны окружающей среды2.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Федеральным законом «О техническом регулировании», который является основным документом из приведенного выше перечня, указывается на наличие как правил, принятых на уровне государства (технические регламенты) так и правил добровольной стандартизации процедуры выпуска продукции. Согласно определению, под техническим регулированием законодатель понимает как обязательные, так и добровольные правила процессов производства, строительства, хранения, а также оценки соответствия качества (ст. 2 закона).

К сожалению, на сегодняшний день отсутствует упорядочение процесса производства продукции из полимеров на уровне закона. Так:

- технический регламент не разработан и не принят (хотя общее количество регламентов, принятых на сегодня на законодательном уровне, составляет 24);

- национальный стандарт в области полимерной продукции (ГОСТ) отсутствует.

Регламентация процесса производства продукции смогла бы существенно облегчить не только понимание потребителей о требованиях к качеству продукции, но и упростить процедуру производства, стандартизировать требования, предъявляемые к сертификации продукции.

Процесс разработки проекта технического регламента может быть осуществлен любым лицом, опубликован, а затем, например, через депутата Госдумы или субъект Федерации, внесен на обсуждение правительства (п. 2 ст. 9 Закона).

С учетом системного анализа норм ФЗ о безопасности зданий и сооружений (в части обязательного применения норм о техническом регулировании к любым строительным материалам) и отсутствия регулирования процессов производства на уровне закона, стандарты выпуска полимерной продукции должны разрабатываться производителем.

Процесс стандартизации установлен в ст. 11, 12, 13 ФЗ «О техническом регулировании».

Стандарты производства, разрабатываемые производителем, направлены на повышение уровня безопасности жизни и здоровья, имущества, экологической безопасности; обеспечивают конкурентоспособность за счет содержания в них обязательных требований к качеству продукции, позволяют добровольно каждому производителю подтверждать соответствие собственной продукции требованиям собственного стандарта.

Как показывает сложившаяся практика делового оборота, стандартизация процессов сегодня выражается в издании производителем технических условий производства, хранения, качества на каждый вид выпускаемой продукции.

Так, в технических условиях, в целях безопасности выпускаемой продукции, производитель указывает минимальные требования по качеству, предъявляемые к выпускаемой продукции, условия ее безопасного хранения, транспортировки, правила использования по назначению, а также, гарантийный срок, предоставляемый на продукцию. Отсутствие ссылок на технические условия производителя в договорах о приобретении товара не позволяет покупателю товара лично удостовериться в безопасности поставленной продукции, а также, не позволяет в дальнейшем подтвердить уполномоченным органам безопасность возведенной с использованием указанных материалов строительной конструкции (например, при вводе объекта строительства в эксплуатацию).

На основе нормам Федерального закона «О техническом регулировании», Правительством утверждены перечни продукции, подлежащей обязательной сертификации, а также, продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии.

Указанными перечнями продукция из полимерных материалов, предназначенная для покрытия стен или потолков внутренних помещений отнесена к разряду продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии (пункт 3 статьи 46, Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2009 г. № 982).

Порядок декларирования соответствия выпускаемой продукции определен в ст. 24 закона «О техническом регулировании» и Постановлением Правительства РФ от 7 июля 1999 г. № 766. Декларация соответствия продукции установленным требованиям выдается на основании результатов исследований (испытаний) и измерений самой продукции, сертификатов соответствия и протоколов испытаний сырья, из которого осуществляется выпуск продукции, сертификатов на систему производства. Выданные декларации соответствия регистрируются в едином реестре деклараций о соответствии. Реестр ведется Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, сведения, содержащиеся в реестре являются открытой информацией и предоставляются за плату, которая не превышает стоимости копирования декларации о соответствии (Постановление Правительства РФ от 25.12.2008 № 1028).

2 Требования законодательства по соблюдению указанных норм прямо не влияют на качество продукции, равно как и не устанавливают обязанностей или правил по обязательной сертификации или декларированию продукции. Однако, за нарушение указанных норм административным законодательством установлена не только материальная ответственность, но и административное приостановление деятельности предприятия, а также, дисквалификация руководителя.

Также, достаточно высокая административная ответственность (до 500000 рублей) установлена за:

- нарушение изготовителем требований технических регламентов (14.43.),

- недостоверное декларирование соответствия продукции (14.44),

- нарушение порядка реализации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия (14.45.),

- нарушение порядка маркировки продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия (14.46. КоАП).

Информационный бюллетень подготовлен юридическим отделом компании «Кронос»

Вы можете оставить свой комментарий: